Светлой памяти Маловой Н. В. и

Потаповой Ю. В. посвящается…

Учитель… О нем написано немало. Но эта тема неисчерпаема, как неисчерпаемы возможности совершенствования самой работы по формированию человека, как беспредельны пути педагогического мастерства. И мне хочется еще раз сказать слово о благородном труде педагога-воспитателя, чтобы отдать должное одной из древнейших на земле и вечно необходимых профессий.

Талантливые учителя… Они совершенно разные, и каждый из них находит дорогу к сердцу и разуму ученика.

Это я поняла, когда поступила в 19880 году Ичалковское педагогическое училище имени С.М. Кирова. Здесь мне выпало счастье встретиться со многими замечательными педагогами. Большинство из них – это люди удивительно цельные, отличающиеся огромной душевной щедростью, искренней любовью к студентам и безграничной верностью педагогическому делу. К сожалению, многих педагогов, у которых я училась, не стало, но память о них жива. Сегодня мне хочется вспомнить своего классного руководителя Малову Нину Валентиновну.

Она родилась 15 октября 1941 года в городе Инза Ульяновской области.  После окончания средней школы поступила на работу в лесоцех. Молодая хрупкая девушка два года вместе с мужчинами перебирала  тяжелые брёвна, чтобы заработать стаж для поступления в высшее учебное заведение.       

Успешно сдав вступительные экзамены, 1 сентября 1960 года Нина Валентиновна стала студенткой немецкого отделения историко-филологического факультета Мордовского государственного университета.

15 августа 1965 года начался новый этап в жизни Нины Валентиновны: она поступила на работу в Ичалковское педагогическое училище имени С.М. Кирова преподавателем немецкого языка и посвятила нашему учебному заведению  43 года трудовой деятельности.

За время работы Нина Валентиновна показала себя отличным специалистом, чутким и внимательным наставником молодежи. Педагог считала, что студент должен расти на каждом уроке. Она тщательно подбирала материал для каждого занятия, обращаясь к текстам из газет, журналов, письмам и фотографиям друзей и выпускников из Германии. Подписку на газеты на немецком языке Нина Валентиновна считала для себя обязательной для повышения квалификации языковеда и в качестве источника новых лингвострановедческих знаний.

Для чего необходимо изучать иностранный язык? Ответ на этот вопрос для Нины Валентиновны был очевиден: чтобы познакомиться с культурой, традициями, обычаями страны изучаемого языка, чтобы рассказать о русской и мордовской культуре.

Поэтому работе с краеведческим материалом Нина Валентиновна уделяла особое внимание. Ею было составлено методическое пособие, куда  вошли конспекты уроков, материалы о мордовских художниках, в частности, о выпускнике училища, художнике Вечканове. Богатейший материал об Илье Петровиче Кривошееве, студенческие переводы его стихов на немецкий язык,  экскурсии по музеям Саранска, рассказы о Мордовии, колледже, МГПИ имени М.Е. Евсевьева, МГУ им. Н.П. Огарева и другие.   

Творческий портрет преподавателя не был бы законченным, если бы еще не одна важная сторона жизни этой удивительной женщины: Нина Валентиновна была руководителем первого в истории училища студенческого строительного отряда. Ей приходилось работать и в Астрахани, на уборке бахчевых культур, и в совхозе «Агроном» Краснодарского края, и, конечно же, в хозяйствах нашей республики, как в летнюю жару, так и в осеннюю распутицу.         

А как же художественная самодеятельность без Нины Валентиновны? Романсы в ее исполнении неизменно пользовались успехом. А сколько немецких народных песен узнали студенты, благодаря ее стремлению передать им атмосферу немецкой культуры.

Нина Валентиновна была успешным классным руководителем, шесть учебных групп прошли обучение в колледже под ее крылом. Кроме этого, в течение шести лет она руководила школьным отделением.                   

За свой подвижнический труд Нина Валентиновна неоднократно награждалась грамотами разного уровня, ей присвоено звание «Отличник народного просвещения РФ». Но главная ее награда – это любовь и уважение коллег и выпускников.

Я убеждена, что на юную душу влияют не только слово, но и весь облик учителя, каждый его шаг – и видимый, и ненаблюдаемый. И труд этих, обычно скромных, людей, как правило, отличался завидной эффективностью.

Редко, когда бывает, что в трудовой книжке человека, имеющего большой трудовой стаж, всего одна запись: «Принят на работу…». К такой категории относится и преподаватель методики природоведения Потапова Юлия Васильевна, проработавшая в Ичалковском педагогическом колледже более сорока лет.

А как же художественная самодеятельность без Нины Валентиновны? Романсы в ее исполнении неизменно пользовались успехом. А сколько немецких народных песен узнали студенты, благодаря ее стремлению передать им атмосферу немецкой культуры.

Нина Валентиновна была успешным классным руководителем, шесть учебных групп прошли обучение в колледже под ее крылом. Кроме этого, в течение шести лет она руководила школьным отделением.                   

За свой подвижнический труд Нина Валентиновна неоднократно награждалась грамотами разного уровня, ей присвоено звание «Отличник народного просвещения РФ». Но главная ее награда – это любовь и уважение коллег и выпускников.

Я убеждена, что на юную душу влияют не только слово, но и весь облик учителя, каждый его шаг – и видимый, и ненаблюдаемый. И труд этих, обычно скромных, людей, как правило, отличался завидной эффективностью.

Редко, когда бывает, что в трудовой книжке человека, имеющего большой трудовой стаж, всего одна запись: «Принят на работу…». К такой категории относится и преподаватель методики природоведения Потапова Юлия Васильевна, проработавшая в Ичалковском педагогическом колледже более сорока лет.

После окончания Казанского педагогического института в 1948 году она начинает педагогическую деятельность в качестве преподавателя географии и природоведения.

Выпускники тех лет, в их числе и я, хорошо помнят, какие глубокие и прочные знания мы получали по географии, природоведению, методике природоведения, приобретая практические навыки по использованию природных данных для проведения уроков и внеклассных мероприятий. В 1968 году Юлия Васильевна назначается директором базовой начальной школы при Ичалковском педагогическом училище.  Изучая историю села Ичалок, творческий педагог вместе с коллегами и учащимися организовали краеведческую комнату. Каждый класс вел свой календарь природы. В памяти выпускников школы и студентов-практикантов остался большой и яркий стенд «Посмотри какая красота!», на котором были помещены фотографии интересных уголков родной природы.

Базовая школа под руководством Юлии Васильевны быстро реагировала на реформы в образовании. Потаповой Ю. В. первой доверили открыть в школе экспериментальный класс по переходу с четырехлетнего обучения учеников начальных классов на трехгодичное. Учебников по русскому языку и природоведению не было, методический материал к урокам приходилось собирать по крупицам из журналов «Начальная школа», использовать свои наработки. Опыт работы экспериментального класса был обобщен, и министерством РФ созданы новые учебные планы и комплекты, по которым на протяжении двадцати лет работали начальные школы России.

Имея прекрасные организаторские способности, Юлия Васильевна возглавляла комитет комсомола педучилища, дважды избиралась секретарем партбюро партийной организации учебного заведения, вела пропагандистскую работу среди населения района, неоднократно была председателем участковой избирательной комиссии. Обладая большим педагогическим опытом работы, Юлия Васильевна на протяжении нескольких лет возглавляла методический кабинет педагогического колледжа, где сконцентрировала творческие находки и исследования преподавателей по различным проблемам.

Общение с этими педагогами оставили в моей душе неизгладимый след. Своим примером они показали, что учитель – не тот, кто только доносит знания, а тот, кто вместе с воспитанниками переживает жизнь.

И.И. Кочанова, преподаватель филологических дисциплин,  выпускница Ичалковского педагогического колледжа